Программа

0%

0/37 уроков

Клиентоориентированность

Клиентоориентированность

это подход, когда компании ставят интересы клиентов на первое место. Бизнесу важно понимать желания покупателей, находиться с ними в диалоге и предоставлять продукты и услуги, которые соответствуют их ожиданиям.

На рынке есть много альтернатив практически для любого продукта. Однако знание потребностей клиентов и качественный сервис повышают их лояльность и способствуют росту продаж. Именно поэтому клиентоориентированность — один из ключевых факторов успеха бизнеса.

В курсе вы узнаете, что такое клиентоориентированность, почему она важна, какие типы клиентов бывают, как подобрать к ним нужный подход и грамотно работать с ожиданиями.

Ниже — важные принципы работы с клиентами. Они станут опорой для эффективной коммуникации.

ПринципПользаВред, если не учитывать принципПоложительный примерОтрицательный пример
Комфортное общениеСоздаёт благоприятную атмосферу, способствует доверию и открытостисо стороны клиентаНеприятное общение может привестик потере клиента и снизить вероятность повторного обращения.Например:— Безразличие вызывает ощущение,что человек не важен— Чрезмерный напор воспринимаетсякак агрессия и отталкиваетУстановить контакт:— Дружелюбно приветствовать,искать общие темы— Активно слушать: не забыватьпро зрительный контакт, кивки, уточняющие вопросы «Правильно ли я понимаю, что…»— Обращаться по имени, проявлять эмпатию «Понимаю вас, это действительно непросто...»Общаться с человеком формально и отстранённо,без интереса к его запросу
Внимание к потребностям клиентаПозволяет предложить наиболееподходящее решение, повышает шансы на сделкуи повторные обращения, укрепляет отношения с покупателемКлиент может не увидеть ценности предложения, почувствовать,что его не услышали.Это снижает доверие и интересЗадавать вопросы: Какие задачи вы хотите решить? Что вас не устраивает в текущей ситуации? Что для вас важно при выборе решения или партнёра? Какие у вас ожидания от сотрудничества? На основе ответов — подбирать персонализированное решениеПредлагать стандартныйнабор продуктов или услугбез учёта конкретных потребностей клиента
Качественное оказание услугПовышает удовлетворённость клиента,его лояльность и вероятность рекомендацийНекачественная услуга можетпривести к разочарованию клиента, негативным отзывам,отказу от сотрудничества и переходу к конкурентамПредлагать полезные бонусы и услуги,которые увеличивают ценность продукта, даже если они не были оговорены изначальноПредоставлять услугу в минимальном объёмебез учёта дополнительных потребностей клиента

Теперь вы знаете про основные принципы работы с клиентом. В следующей части курса рассмотрим, какие бывают типы покупателей и как найти подход к любому человеку.

Типы клиентов

В компанию могут обращаться очень разные клиенты, и к каждому нужно найти подход. В этой главе изучим основные типы покупателей и их характеристики, знание которых поможет наладить контакт с любым человеком.

Психотипы клиентов

Психотипы (психологические типы) — это обозначение моделей поведения человека в повседневных ситуациях.

ПсихотипХарактеристикаФразыКак работать
АналитическийГоворят тихо и уверенно, Обычно спокойны, сдержанны и неэмоциональны, Предпочитают работать с информацией,а не с людьми, Взвешенно принимают решение о покупке, Ценят соотношение цены и качества«Давайте посмотрим на факты», «Мне нужно больше информации», «Я хочу понять, как это работает»Предоставляйте чёткую и структурированную информацию. Используйте логические аргументы и факты. Избегайте эмоциональных призывов и субъективных оценок. Говорите фразы: «оптимальное предложение», «ваша выгода», «ваша экономия»
ЭмоциональныйГоворят быстро и громко, коммуникабельны, активны, Ценят творчество, инновации, оригинальны и открыты новому, Могут быть немного импульсивными и не всегда организованными, На первое место ставят комфорт«Я хочу попробовать что-то новое», «Мне нравится экспериментировать», «Я не люблю следовать правилам»Предлагайте способы для самовыраженияи реализации идей. Избегайте ограничений и жёстких рамок. Дайте возможность высказаться. Используйте фразы, которые подчеркнут комфорт для клиента: «для вашего удобства…»
ГармоническийРасположены к душевным разговорам, Испытывают страх при принятии решения, пытаются переложить ответственность, Могут быть немного нерешительными, замкнутыми и не всегда уверенными в себе, Ценят безопасность«Я не хочу никого обидеть», «Как думаете, как лучше?»Разговаривайте медленно и с заботой. Предлагайте помощь. Важно вызвать доверие. Используйте фразы, которые подчёркивают гарантии и надёжность: «это безопасный способ решения задачи», «здесь минимальные риски»
ЦелеустремлённыйГоворят громко, увлечённо, Инициативны, энергичны, настойчивы,ценят своё время, ориентированы на результат, Демонстрируют свою исключительность, Решения принимают быстро и следуют договорённостям, На первое место ставят престиж и статус«Мне нужен результат», «Мне нужно больше ресурсов», «Для моей ситуации нужно другое решение»Держитесь на равных, будьте кратки и лаконичны. Предлагайте выбор, указывайте на статус и эксклюзив продукции. Используйте фразы, которые подчёркивают важность и исключительность клиента: «обычно мы так не делаем, но для вас…»

Модель DISC

Модель DISC — это инструмент для анализа типов личности, который создал психолог Уильям Марстон. Она помогает понять, как люди реагируют на разные ситуации и основывается на двух вопросах:— Человек действует активно или скорее спокойно?— Он воспринимает ситуацию как дружелюбную или как напряжённую?

В зависимости от этих реакций можно выделить четыре типа поведения. Их знание помогает лучше понимать клиентов и выстраивать эффективное общение.

СтильХарактеристикаМотивыКак работать
D — доминирование (активные действия во враждебной среде)Решительность, независимость, стремление к контролю и быстрому принятию решенийУспех, достижения, контроль над ситуациейБыть кратким, подчёркивать преимущества и возможности, предоставлять факты и данные, которые подтверждают вашу экспертизу
I — влияние (активные действия в дружественной среде)Общительность, энтузиазм, стремление к признанию и вниманиюПризнание, общение, вдохновение и мотивация другихИспользовать эмоциональный язык, подчёркивать возможности для самовыражения и социального признания, быть открытым и дружелюбным
S — стабильность (пассивные действия в дружественной среде)Спокойствие, терпение, стремление к сотрудничествуГармония, сотрудничество, предсказуемость и стабильностьБыть внимательным к их потребностям, подчёркивать надёжность и стабильность вашего предложения, избегать давления и спешки
C — адаптивность (пассивные действия во враждебной среде)Аккуратность, аналитический склад ума, системность, осторожностьТочность, качество, компетентность и логичностьПредоставлять подробные технические характеристики, доказательства качества и экспертизы, быть точным и логичным в аргументации

Модель S.A.B.O.N.E.

В основе модели Ж. Ф. Кролара S.A.B.O.N.E лежит мотивация клиентов. Автор выделил шесть базовых мотивов потребителей, опираясь на которые можно завершить сделку наиболее результативно.

МотивОписаниеКак работать
Securite — безопасностьСтремятся к стабильности и уверенности в своих решениях.Они часто ищут продукты или услуги, которые обеспечиваютим защиту от рисков, неопределённостиПодчёркивайте надёжность, качество и гарантии. Предоставляйте информацию о безопасности и защите, которую предлагает ваш продукт.Помогут сертификаты качества, положительные отзывы и гарантийный талон
Affection  — привязанностьПокупают товары и услуги, которые соответствуютих привычному образу жизни и вызывают эмоциональный откликОпределите, что человеку важно, найдите точки соприкосновения с его образом жизни и добейтесь эмоционального вовлечения
Bien entre — комфорт и удобствоСтремятся, чтобы жизнь после покупки стала лучше и проще,продуктом было удобно пользоваться.Делайте упор на пользу, простоту использования
Orgueil — гордость и престижПродукты и услуги они рассматривают прежде всего как подтверждение социального статусаНужно подчёркивать уникальность, эксклюзивность, престижность компании. Приводите в пример именитых пользователей подобной услуги
Nouveaute — новизнаОхотятся за новыми впечатлениями, переживаниями Стоит предлагать нестандартные решения, новые услуги,то есть то, что выделяется
Economie — экономияИщут товары или услуги, которые соответствуют их ожиданиямпо соотношению цены и качества или помогают сэкономить. Также они могут быть заинтересованы в продуктах с дополнительными преимуществамиПодчёркивайте ценность, экономию и дополнительные преимущества. Предлагайте скидки, рассказывайте об акциях

Мы изучили несколько классификаций, которые помогут понять мотивы поведения клиентов. Выберите для себя наиболее подходящий подход и используйте его в работе. Далее подробнее разберём, из чего складываются ожидания покупателей и как их обрабатывать.

Работа с ожиданиями клиентов

Факторы, которые формируют ожидания

  1. Предыдущий опыт.Если клиент уже пользовался похожими продуктами или услугами, он формирует представление о том, что ему подходит. Например, после хорошего сервиса будет ожидать такого же отношения и в будущем.
  2. Маркетинговые сообщения.Реклама, описания продуктов и услуги, а также обещания компании тоже влияют на ожидания клиентов. Важно знать, какую информацию получал покупатель и чего он ждёт.
  3. Отзывы и рекомендации.Мнения других покупателей, обратная связь в интернете, рекомендации друзей и знакомых формируют понимание, чего ждёт человек от услуги, продукта.
  4. Уровень конкуренции.Когда на рынке есть компании с высоким уровнем сервиса, клиенты начинают ожидать того же от всех. Чем выше стандарты у конкурентов, тем выше планка требований.

Ключевые элементы сервиса

Чтобы удовлетворять ожидания клиентов, важно обращать внимание на следующие элементы сервиса:

  1. Товар.Качество продукта должно соответствовать заявленным характеристикам. Например, если человек приобретает услугу, то компании необходимо её оказать с учётом запроса и оговорённых условий.
  2. Качественное обслуживание.Вежливость, профессионализм и поддержка со стороны сотрудников создают положительное впечатление о компании. Например, это может быть подробный рассказ о продукте, помощь в выборе подходящего варианта, ответы на вопросы.
  3. Своевременность.Соблюдение сроков выполнения заказов также важно для удовлетворения ожиданий клиентов. Например, если компания обещает доставить товар в течение трёх дней, задержка может привести к недовольству покупателя.
  4. Решение проблем.Оперативно реагируйте на запросы и жалобы клиентов. Это покажет им, что вы цените их мнение и готовы решать возникающие проблемы.Добиться доверительных отношений и удержать клиента также поможет предвосхищение его ожиданий и потребностей.

Предвосхищение ожиданий

Предвосхищение ожиданий — это дополнительные усилия, которые выходят за рамки стандартных ожиданий и создают положительный эмоциональный опыт для клиента.Примеры:

  • Персонализированные предложения.Рекомендации товаров или услуг на основе предыдущих покупок клиента. Например, вы можете предложить скидку на продукт, которым человек часто пользуется.
  • Дополнительные услуги.Неожиданные бонусы или подарки, которые не были частью изначального предложения. Например, при покупке товара человек может получить бесплатную консультацию по работе с обновлениями. Если у вас есть возможность предложить дополнительные продукты, которые могут улучшить опыт клиента, не стесняйтесь это делать.
  • Проактивное общение.Рассказывайте о процессе выполнения заказа, возможных задержках и других важных деталях, будьте в контакте с покупателем. Если инициатива в коммуникации будет исходить от вас, это снимет тревогу человека. Ведь гораздо спокойнее обсудить задачу и положиться на специалиста, а не переживать, всё ли сделано верно.
  • Индивидуальный подход.Учитывайте предпочтения и особенности клиента в процессе обслуживания. Например, ведите переписку в удобном для него мессенджере.

Управление ожиданиями клиентов требует постоянного внимания, но оно может значительно повысить уровень их удовлетворённости и укрепить лояльность.

Заключение

Контакт с клиентом и внимание к его потребностям дают возможность выполнять свою работу на высоком уровне и гарантировать, что он решит свои проблемы и с радостью вернётся к вам с новой задачей.

Во время модуля вы узнали, что такое клиентоориентированность, на каких принципах она строится, как подходить к разным типам клиентов и что влияет на их ожидания. Теперь пройдите квиз, чтобы закрепить знания.

Информационные услуги оказываются ООО «Яндекс»
и не являются образовательными

Подпишитесь на новости

Наши соцсети

© 2025 Яндекс