Аудит помогает выявить, что мешает пользователю совершить покупку, и понять, какие доработки повлияют на результат.
Без чёткого плана легко запутаться в инструментах и предложить визуально привлекательные, но бесполезные изменения. Этот лонгрид поможет разобраться, с чего начать, на что смотреть и какие выводы для улучшения сайта сделать.
В этом лонгриде вы узнаете:
Время чтения — 15 минут.
Аудит сайта — это проверка того, насколько пользователю удобно взаимодействовать с интернет-магазином: от первого клика по баннеру до завершения заказа и повторных покупок.
Аудит сайта позволяет:
Аудит сайта включает в себя:
Благодаря аудиту маркетолог может влиять на конверсию (CR), средний чек (AOV), долю выкупа и лояльность (% выкупа, LTV, NPS). Даже небольшие улучшения на сайте могут заметно увеличить выручку. Аудит особенно важен перед ребрендингом, подготовкой к акциям, переходом на новые платформы.
Частая ошибка при создании интернет-магазина — делать ставку на красивый дизайн, а не на удобство для покупателя. Но эффективный сайт — это не тот, что просто выглядит хорошо, а тот, на котором удобно покупать.
Ошибки на сайте могут заметно повлиять на выручку: даже незначительные неудобства снижают конверсию. В среднем она составляет 1–2,5% для интернет-магазинов в B2C, у лидеров рынка — 2,5–4%.
По данным бизнес-школы iWENGO, после исправления ошибок на витрине конверсия может вырасти на 15–43% — такие результаты получили в 200 кейсах.
Рассчитаем на примере. Допустим, у магазина 100 000 визитов в месяц, средний чек — 5 000 ₽, а конверсия до изменений — 1,2%.
До улучшений:
100 000 × 1,2% × 5 000 ₽ = 6 000 000 ₽.
После улучшений (конверсия — 1,5%):
100 000 × 1,5% × 5 000 ₽ = 7 500 000 ₽.
Разница — 1,5 млн ₽ в месяц, или 18 млн ₽ в год. Ошибки на сайте стоимостью 18 миллионов уже сложно назвать незначительными.
Удобство сайта включает в себя:
При аудите сайта важно не только оценивать удобство интерфейса, но и пройти путь клиента самостоятельно — шаг за шагом, как в карте клиентского пути (CJM). Это позволяет увидеть, где пользователь может запутаться, потерять интерес или не дойти до покупки.
CJM (Customer Journey Map) — это схема, которая показывает, как человек взаимодействует с вашим интернет-магазином: от появления интереса до покупки и послепродажного обслуживания. Она учитывает, что клиент может искать товар онлайн, а покупать — офлайн (или наоборот) и что перед принятием решения он проходит в среднем до 12 точек контакта.
CJM решает комплекс задач:
Однако на CJM могут могут влиять ещё три сценария покупок: срочные, плановые и эмоциональные. Для срочных покупок будет важна информация о скорости доставки. В эмоциональных сценариях — возможность оформления заказа в один клик, а в плановых покупках — детальная информация о гарантии, сервисе и возврате.
Анализ сайта с опорой на CJM позволяет выявить слабые места — те участки, где пользовательский сценарий прерывается или вызывает затруднения. Это основа для реальных улучшений интерфейса, которые влияют на конверсию.
Как мы уже выяснили, ошибки в удобстве сайта могут существенно снижать конверсию, а их исправление обычно дорого обходится бизнесу. Чтобы получить полную и объективную картину, используйте сочетание разных методов:
Качественные методы:
Количественные методы:
| Раздел сайта | Проблема | Рекомендации |
|---|---|---|
| Главная страница | Перегружена, неудобна для навигации | Упростить, выделить ключевые разделы и поиск |
Хорошо оформленная и неперегруженная главная страница с призывом к действию на сайте Hoff
| Раздел сайта | Проблема | Рекомендации |
|---|---|---|
| Поиск | Выдаёт нерелевантные результаты при опечатках или запросах на другой языковой раскладке | Добавить умный поиск с подсказками, исправлением ошибок и поддержкой синонимов |
Пример умного поиска на Яндекс Маркете
| Раздел сайта | Проблема | Рекомендации |
|---|---|---|
| Карточка товара | Нет информации об оплате, доставке и других опциях | Добавить блоки с условиями доставки, оплаты, гарантии, возможностями рассрочки и условиями возврата |
Удачная карточка товара с подробными условиями оплаты и доставки на сайте шинсервиса https://spb.shinservice.ru
| Раздел сайта | Проблема | Рекомендации |
|---|---|---|
| Баннеры | Занимают до 90% экрана, но не ведут к продажам | Сократить количество «красивых» баннеров, заменить их на промоблоки с чётким офером и кнопкой «Купить» |
Эффективный промоблок со специальным предложением и кнопкой «Купить» на сайте диванов
| Раздел сайта | Проблема | Рекомендации |
|---|---|---|
| Навигация | Непонятная или избыточная структура категорий | Упростить меню на основе анализа популярности запросов и тепловых карт |
Пример удобной навигации по категориям на сайте Hoff
| Раздел сайта | Проблема | Рекомендации |
|---|---|---|
| Каталог, фильтры и сортировки | Сложная логика категорий и фильтров | Настроить логичную структуру и фильтры по ключевым параметрам |
Проработанный каталог с актуальными разделами, фильтрами и сортировкой на сайте Диван.ру
| Раздел сайта | Проблема | Рекомендации |
|---|---|---|
| Чекаут и оформление | Много шагов, лишние поля, нет автозаполнения | Оптимизировать в 1–2 шага, убрать необязательные поля, добавить гостевой чекаут и автозаполнение по истории |
Простая форма без лишних полей для авторизации на сайте https://www.pik.ru
| Раздел сайта | Проблема | Рекомендация |
|---|---|---|
| Оплата | Мало способов оплаты — это снижает конверсию на 14% | Добавить популярные варианты: СБП, рассрочку, оплату при получении |
Пример удачной корзины с большим выбором способов оплаты на сайте Спортмастера
| Раздел сайта | Проблема | Рекомендации |
|---|---|---|
| Личный кабинет | Неудобный, неполный функционал | Добавить историю заказов, бонусы, авторизацию по телефону |
Пример удобного личного кабинета на сайте Детского мира
| Раздел сайта | Проблема | Рекомендации |
|---|---|---|
| «Избранное» и «Недавно просмотренные» | Не синхронизируются с действиями посетителя | Обеспечить синхронизацию и удобный доступ |
Удачный пример раздела «Избранное» на сайте Детского мира
| Раздел сайта | Проблема | Рекомендации |
|---|---|---|
| Программа лояльности | Непонятны условия, не отображаются баллы | Обеспечить прозрачность условий, отображение баллов |
Пример удачной клубной программы лояльности на сайте https://ostin.com
| Раздел сайта | Проблема | Рекомендации |
|---|---|---|
| Рекомендательные блоки | Нет персонализации, не помогают продавать дополнительные товары или похожие товары в категории | Добавить блоки с дополнительными товарами или другими предложениями |
Удачный пример рекомендательного блока в корзине на сайте Детского мира
| Раздел сайта | Проблема | Рекомендации |
|---|---|---|
| Онлайн-консультации и чат-бот | Сложно найти форму для обращения, нет быстрого ответа | Добавить чат с интеграцией с CRM |
Пример онлайн-чата на сайте Rendez Vous
| Раздел сайта | Проблема | Рекомендации |
|---|---|---|
| Мобильная версия | Не адаптирована под экран смартфона, мелкий нечитаемый шрифт | Оптимизировать под мобильные UX-паттерны |
Пример удачной мобильной версии сайта Соколов
| Раздел сайта | Проблема | Рекомендации |
|---|---|---|
| Технические параметры | Долгая загрузка — аналитика Portent показывает, что каждый дополнительный секундный рост времени загрузки снижает конверсию на 0,3%, а при 4 секундах конверсия падает ниже 2% | Оптимизировать скорость загрузки и стабильность работы |
Как мы видим, работа над удобством сайта — это совокупность множества мелких правок и улучшений. Исправив даже небольшие недочёты интерфейса, бизнес может получить дополнительный рост продаж и повысить лояльность клиентов.
Чтобы аудит сайта принёс реальные улучшения, действуйте поэтапно. Вот простая и понятная схема, которая поможет вам не запутаться.
Соберите всё, что может пригодиться для анализа:
Кроме того, составьте базовую карту пути клиента (CJM), чтобы понимать, как он проходит путь от интереса к покупке.
Проанализируйте сайт глазами пользователя и проверьте техническую сторону:
Отталкивайтесь от данных, а не от субъективных ощущений. Сначала посмотрите, на каких страницах теряется больше всего пользователей, определите, где реально падает конверсия, и только потом принимайте решение о доработках.
После аудита соберите список всех найденных проблем и гипотез. Оцените их по шкале ICE (Impact — эффект, Confidence — уверенность, Ease — лёгкость внедрения) или по потенциальной отдаче (ROI). Это поможет выбрать те задачи, с которых стоит начать. Про метод ранжирования ICE мы рассказываем в лонгриде четвёртого модуля.
Составьте понятный и реалистичный план:
Даже самые простые доработки могут сильно повлиять на пользовательский опыт. Но их реализация зависит от множества ограничений — технических, организационных, бюджетных. Методика ICE помогает учесть все эти нюансы и расставить приоритеты.
После внедрения изменений:
Эта схема поможет вам проводить аудит сайта и клиентского опыта на основе реальных данных и позволит сосредоточиться на тех изменениях, которые дадут быстрый и заметный результат для бизнеса.
Любовь Гудкова, эксперт по обучению Яндекс Рекламы